Жилет компенсатор

Компенсатор плавучести или BCD—устройство предназначенное для компенсации переменной отрицательной(создаваемой грузовым поясом)плавучести водолаза,как в момент погружения,так и в момент пребывания на поверхности.

В этой статье мы рассмотрим несколько моделей жилет-компенсаторов,которые со временем модифицировались,у каждой модели есть свои преимущества и недостатки.

Первые модели компенсаторов плавучести были сделаны по типу надувных спасательных жилетов(Fenzy или ABLJ-переводится как регулируемый спасательный жилет) и изготовлены в 1957 году.

Компенсатор нагрудный

Состав первой модели жилет-компенсатора-камера как правило двухслойная,внутренняя камера сделана из резины или полиуретана,а внешняя из прочной синтетической ткани.

Наличие двух ремней-брасового и поясного,обеспечивает надежное крепление жилет-компенсатора.

нагрудный жилет компенсатор

НЕДОСТАТКИ:Камера плавучести располагается на груди водолаза и в поддутом состоянии запрокидывало голову и грудь верх,так как центр плавучести в горизонтальном положении находился ниже центра тяжести.

Положительные качества:

В аварийной ситуации водолаз всегда всплывает головой вверх и в таком положении остается на поверхности воды,что не позволяет ему захлебнуться.


Компенсатор-жилет

Следующим шагом разработки компенсаторов плавучести для дайвинга явилось создание моделей имеющих форму настоящих жилетов,они стали удобны для плавания в горизонтальном положении,голова и грудь дайвера не запрокидывалась наверх,поскольку в горизонтальном положении,центр плавучести выше центра тяжести.

Жилет компенсатор

Основу таких жилет-компенсаторов составляют 3 кольцевые камеры плавучести,одна спинная и две боковые,через которые продеваются руки пловца.

Подобные компенсаторы получили название стабилизирующий жилет.

Недостатки стабилизирующего жилета

  • Является высокое гидродинамическое сопротивление при плавании.
  • Возникают проблемы с остойчивостью на поверхности воды.
Компенсатор плавучести

Все модели жилет-компенсаторов должны снабжаться двумя травящими-предохранительными клапанами тарельчатого типа,с тягами управления,заканчивающимися легко находимыми рукоятками.Клапаны срабатывают при избыточном давлении 0,5—1,5 BAR


Компенсатор типа крыло(со спинной камерой)

Дальнейшее модификации регулируемого жилета явилось полное удаление боковых камер и увеличение объёма спинной камеры.

жилет компенсатор типа крыло

Такие жилеты могут снабжаться сменными камерами(крылом) в зависимости от объёма(массы)используемых баллонов.Эти компенсаторы плавучести позволяют идеально вывешиваться в горизонтальном положении.

Но,они не всегда удерживают пловца в оптимальном положении,поэтому они рекомендуются опытным пловцам,для технических спусков в пещеры,затопленные объекты,когда требуется идеальное горизонтальное вывешивание,чтобы не задевать заиленных стенок пещер и других объектов.

Недостатки

Неудобны для отдыха на поверхности,так как в надутом состоянии наклоняют дайвера вперед.


Материал жилет-компенсатора

Компенсаторы плавучести изготавливаются из нейлона с нанесённым на внутреннюю сторону полиуретана,отчего он становится герметичным.

Прочность материла варьируется от 420-1100 DEN.Оболочка так же может быть дополнительно усилена кевларом.

Состав жилета

  • Жилет-компенсатор
  • Воздушная камера
  • Инфлятор
  • Гофрированная трубка
  • Пульт управления
  • Штуцер для шланга
  • Шланг для воздуха СД(среднего давления)
  • Кнопка клапана поддува
  • Кнопка травящего клапана
  • Загубник
  • Травящий предохранительный клапан
  • Правый плечевой травящий клапан
  • Нижний спинной травящий клапан
  • Крепление для баллона блока
  • Регулируемые ремни–плечевой,грудной,поясной
  • Широкий пояс на липучке
  • D—кольца для закрепления приборов с помощью карабинов
  • Спинка жилета

ИНФЛЯТОР—одна из важнейших деталей компенсатора.Он представляет собой гофрированную трубку,одним концом соединенную с левой боковой камерой на уровне плеча,другим концом с пультом управления.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ—штуцер для подключения шланга с байонетом от 1 ступени регулятора.На пульте управления находится–кнопка клапана поддува,кнопка травящего клапана и загубник.

В современных инфляторах используются две основные схемы,классическая и односторонняя.

инфлятор классический
инфлятор классический

Классическое расположение кнопок–кнопка поддува воздуха от аппарата находится сбоку инфлятора,напротив места подсоединения шланга СД,а кнопка клапана стравливания воздуха(она же ручного поддува)располагается на вершине инфлятора.

инфлятор односторонний
инфлятор односторонний

Одностороннее расположение кнопок–обе кнопки управления плавучестью находятся на одной стороне,уплощенного инфлятора,рядом с друг другом кнопки сделаны разной формы,чтобы было удобно различать их на ощупь.

Для большего удобства дыхания из компенсатора,созданы модели инфляторов совмещенных с дополнительным легочным автоматом.

недостатки

  • Снаряжение пополняется сложным узлом,требующим ухода и технического обслуживания.
  • В отличие от октопуса(зафиксированного специальным карабином)инфлятор более уязвим для случайных ударов и попаданием внутрь частичек грязи.
  • Продолжительное дыхание партнера через такой инфлятор неудобно.

Баллоны аварийного всплытия компенсатора плавучести

Для большей безопасности компенсаторы снабжаются некоторыми баллонами высокого давления емкостью до одного литра.

Эта система применяется с случае нарушения работы системы поддува компенсатора с основного баллона через инфлятор или при недостаточном запасе воздуха в нём.

Так же это позволяет сделать вдох из инфлятора при аварийном всплытии в случае отказа основных дыхательных систем.

Карманы на компенсаторах

Карманы на компенсаторах пригодятся,чтобы убрать приборную консоль,взять с собой декомпрессионную таблицу или карту с проложенным курсом.Карманы на жилете должны иметь отверстия для стока воды на поверхности.

Карманы не предназначены для того,чтобы брать в них дополнительный груз,а так же различные колющие(режущие)предметы.

Карманы для груза

Некоторые модели имеют специальные карманы на компенсаторах для размещения достаточного количества грузов(палеты),что позволяет обходиться без грузового пояса или уменьшить его вес.

грузовые карманы на жилет-компенсатор
грузовые карманы на жилет-компенсатор

Такая система обязательно снабжена механизмом аварийного сбрасывания грузов.Подобные компенсаторы создают высочайший комфорт под водой.

Поделиться ссылкой:

0 0 vote
Article Rating
Следующая записьЕще статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments